поэзия Востока

Санайи

 

СанайиВеликий суфийский поэт Абул-Маджд Санаи, младший современник Омара Хайяма и Газали, родился в 1080 г. в городе Газне. Существует легенда о том, что талант Санаи был замечен рано, и он еще в молодые годы стал придворным поэтом у шаха Масуда III и обладал огромным богатством, соответствовавшим его положению при дворе.

Но однажды он услышал слова юродивого, с презрением говорившего о грабительских походах шаха в Индию, о ничтожестве его окружения и в том числе самого Санаи. Эти слова вызвали в нем просветление, и он отказался от своего прежнего образа жизни и вступил на суфийский Путь. Его наставником на этом Пути называют известного суфийского шейха Йусуфа Хамадани.

Из биографий Санаи известно, что он много странствовал – бывал в Балхе, Серахсе, Герате, Нишапуре, в Хорезме, Багдаде и совершил паломничество в Мекку. В последние годы жизни Санаи вернулся в родной город Газну, где и жил до своей смерти в 1140 г. Умер он со словами, обращенными к Богу: «Твое милосердие вынесет мне приговор».

Санайи

Все миры Вселенной ты подчинишь себе,     если преодолеешь свою страсть.                               Когда взор чист, он зрит чистоту.

Если ты жаждешь жемчуга,
То должен оставить пустыню
И странствовать у моря;
И даже если ты никогда не найдешь
Мерцающую жемчужину, по крайней мере,
ты достигнешь воды.

Приходится работать день и ночь,
Вспахивая и очищая поле души.

Он исцеляет нашу природу изнутри,                                                                                              добрее к нам, чем мы сами.                                                                                                                                  Его доброта делает никчемного – достойным,                                                                                           а вместо награды Он довольствуется
терпением и благодарностью слуги.
Хотя ты – вероотступник,
Он все равно сохраняет в тебе веру:
Он более предан тебе, чем ты сам.

СанайиДля мужчины любовь является венцом, она лучше всяких ремесел; любовь не связана с разумом и ее причины — ни добро, ни зло. Совершенных в разуме найдешь много, но совершенных в любви встречаешь мало.

Ярость и страсть — животные черты, а знание и мудрость — красота человека.

Луч направляется к лучу, и он никогда не отделяется от солнца.

Жил в Басре юный подвижник, с которым не мог бы сравниться ни один из тогдашних рабов Божьих.И он говорил: «Едва поутру подымусь, я уже спешу убежать от своего «я».Но враг этот назойлив: «Милый старче! — бежит он за мною. — А подумай- ка, чем бы тебе сегодня покормиться!..Скажи мне, что надо будет испить?» — «Чашу смерти!» — отвечаю я и ухожу.Тогда мой враг «я» говорит мне: «А во что мне надо одеться?» — «В саван!» — отвечаю я.Потом он опять пристает ко мне… задает мне множество глупейших вопросов. «И куда ты идешь, душевно ослепленный?!» — кричит он мне. Я отвечаю: «Молчи! К краю могилы, вот куда я иду… для того, чтобы хоть там, в последнее мгновение, при последнем издыхании, расстаться наконец со своим «я».Ну что за мука — носить с собою свое «я» и не суметь отвергнуть его заранее, прежде смерти?

Проницательный человек спросил у легкомысленного, видя, что тот склонен к поверхностным выводам: «Видел ли ты когда-нибудь шафран или только слышал о нем?» Он ответил: «Я видел его и ел сотни раз вместе с подкрашенным рисом». Мудрец сказал: «Браво, несчастный! А знаешь ли ты, что он вырастает из луковицы? Можешь ли ты и дальше продолжать разговор в том же духе? Может ли знать душу другого тот, кто не знает самого себя? Может ли тот, кто знает лишь руки и ноги, знать что-либо о Божественном?.. Только опыт поможет тебе познать смысл веры… Ученые идут совсем неверным путем».

СанайиЗачем тебе вино? Ведь твоя жизнь и без того представляет собой путь по обледенелой дороге с хрупкой стеклянной поклажей и с хромым ослом.

Какая разница, какие решения ты принимаешь, если сам ты не достиг еще единства и уверенности?

Разум не притесняет ничье сердце. Он никогда не славословит и не злословит из алчности.

Если тот, у кого болит спина, начнет жаловаться на боль в руке и пальцах, а ты положишь ему пластырь на голову, то этот пластырь не принесет ему облегчения.

Всякий, кто искренен в науке, побеждает, но тот, кто хочет от нее лукавства, гибнет. Знания искреннего человека — у него в душе, знания двуличного — на его языке.

Если знание служит людям, оно награждает знающего.

В небольшом количестве вино полезно и поддерживает здоровье, но кто много пьет вина, тот им унижен.

Комар живет меньше слона: это потому, что кровопийцы недолговечны.

Если пес-притеснитель, злодей, негодяй несправедливо обидит человека, его в день Воскресения за это привлекут к ответу, и тогда раскаяние ему уже не поможет.                                 Если народ голоден, а правитель объедается, пес такой правитель, а не лев!

Очень часто могущество далеко от правосудия и безопасности. Кто больший насильник, тому и принадлежит власть.Если помыслы правителя склоняются к неправосудию, то он погубит свою страну.

Что такое образ справедливости? — Процветание! Что такое облик смерти? — Несправедливость!

Справедливость в своей сущности пряма, как стрела.

У осени желтое лицо от расточительства Природы.

Все эти цветы находят свою гармонию в кувшине единения. Следовательно, как только становишься единообразным, превращаешься в Него (Бога).

Развитие человека — это развитие того, кому дана запечатанная книга, написанная до его рождения. Он носит ее внутри себя до своей смерти. Пока человек подвержен течению Времени, он не знает содержания этой запечатанной книги.

Всеобщий разум пойми как крышу, лестница к этой крыше — чувства.

Не открывай тайну никому, кроме умных людей. Не показывай свое сердце никому, кроме близких сердцу друзей.

Если в мире царствует справедливость, то дикая коза от сытости станет как лев.

Весь мир является результатом Его (Божьего) искусства, и для всех Он является причиной и местом возвращения.

СанайиИсцеления ты требуешь от разума, души и тела. Если Он (Бог) не велит исцеляться, исцеление превратится в несчастье.

Разумом, душой и чувством как можно познать Творца? Если бы сам Творец не открыл ему путь для познания, то откуда разум узнал бы о Божественности?

Сам по себе человек не может познать Его (Бога). Его субстанция познается посредством Его самого.

Эй ты, который не в силах познать себя, как ты можешь познать Бога?

Каждый, кто видит только часть тела, не может без ошибки судить о целом. Никто не может узнать о всеобщей сущности, подобно как наука недоступна слепому человеку. Неправильные впечатления пленили всех, и люди не имеют представления о Боге, об этом даже не знают ученые теологи.

И ключ всех дел в Его (Божьих) руках, и путь всех дел связан с Его бытием. Он есть причина добра и зла, причина того, что было, есть и будет.

Бытие без опыта равно небытию. Опыт — это приобретенный разум твой.

Над тем, что не твое дело, не размышляй и не ходи той дорогой, которой не следует ходить.

Страсть подобна коню, а гнев — как пес в твоем теле, сохраняй их в равновесии с хитростью. Не превышай их и не унижай, и всегда на одном уровне держи.

Наука имеет пользу только в связи с действием, а без него является самоцелью.

Пока у тебя в сердце сомнение, признаешь ли Его единым или нет, все равно Он един.

Откажись от души и разума хотя бы раз, чтобы достичь веления Истины.

СанайиРазум — путеводитель только до Его порога. Сама щедрость Его (Бога) доведет тебя до Него.

Существующие находятся под Его (Бога) властью, все вместе с Ним, но ищут Его.

Все эти цветы (т.е. многообразные явления материального мира) находят свою гармонию в кувшине единения. Следовательно, как только становишься единообразным, превращаешься в Него (Бога).

Разумом, душой и чувством как можно познать творца? Если бы сам творец не открыл ему путь для познания, то откуда разум узнал бы о Божественности?автор Абул-Маджд Санаи

Суфийская притча от Санайи

о бренности земного бытия

«Люди часто забывают о том, что жизнь быстротечна и вообще может оборваться в любое мгновение.

Нужно помнить о Ное, милостью Господа пережившем всемирный потоп, который, когда ему исполнилось девятьсот пятьдесят лет, со вздохом заметил:

— Господи, как коротка жизнь! Человек не успеет родиться, как ему уже приходится умирать!

Об этих словах Ноя постоянно помнил мудрец Лукман. Он жил в полуразвалившейся хибаре, и, когда его спрашивали, почему он её не починит, он отвечал:

Для того, кто должен умереть, и это слишком хорошо

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.